Были мы позавчера в Парке Победы, что наподалеку от дома Лина. Эх, забыл я предупредить эльфов, что меня нельзя пускать в такие места. Как тот, кто родился и всю жизнь проввел в Петербурге, не могу спокойно относиться к Войне, несмотря на то, что прошло уже более 67 лет со дня ее окончания. Знаю ведь, что обе стороны были далеко не идеальны. Я видела кадры кинохроники и нашей, и зарубежной, читала много мемуаров и о действиях наших партизан в окупированных деревнях, и о ГУЛАГах, и о том, что творили наши в Пруссии, и о блокаде, и о немецких действиях в завоеванных землях, и о концлагерях... Но черт возьми, стоит мне попасть в такие места, и я забываю обо всем, помню только о миллионах тех, кто погиб.
То, как сделан Парк Победы в Казани, мне понравилось. Памятник, а рядом мемориал с вечным огнем. За ними - ряды различной военной техники не только времен Великой Отечественной, но и более поздних. Поскольку подбирались мы откуда-то сбоку, то вышли к самолетам и вертолетам. И сразу "Кукурузник", о котором не слышал, пожалуй, только ленивый. И другие модели самолетов, покрытые боевой славой. Сначала мы вели себя как нормальные туристы: смеялись, фотографировались, лазили по нему, падали с обледенелых крыльев... А потом я, если честно, выпала, стоило мне только коснуться носа самолета. Он теплый, как будто машина только-только вернулась с вылета. И пилот сейчас придет, он просто отошел покурить после нервного задания. И снова отправится в бой под покровом ночи или при свете дня. Зашумит мотор машины, заорет матом механик. Поднимутся в небо. Ракеты. Выстрелы. Вспышки. Огонь и груда металлолома. Взорванные здания, погибшие люди. Плач женщин и крики детей, потерявших матерей. И кровь везде.
Дальше я спокойно ходить уже не могла. Стоило мне провести рукой по крылу, корпусу или носу, как меня выносило. Перед глазами вставали кадры кинохроники и фотографии. И черт возьми, я как будто слышала разговоры и ругань солдат, и как они шли в бой, покрывая всех и вся, и пели песни, и умирали... И ничего похожего на небо князя Андрея во время Аустерлица.
Потом я помню как-то отрывками. Подводная лодка на меня впечатления не произвела. Она выглядит, как искусственная, хотя, возможно, я просто придираюсь. А вот танки, САУ, БТРы... По-моему, я пообнималась со всеми машинами, которые там были. А теплые от казанского солнца стволы орудий только усилили впечатления. " Четыре трупа возле танка дополнят утренний пейзаж..." Я видела однажды картины. Там фон современный, а центральная часть как будто из 1941-1945гг, сделана черно-белой... Так вот, эти танки мне представлялись именно так. Подбитая машина, перевернутые пустые ящики из-под снарядов, воронки, несколько артиллеристов, оставшихся в живых... Или один. Наверное, я видела это в каком-то фильме. Или читала в какой-то книге. Не важно.
Добил меня, конечно, вечный огонь, сделанный в форме звезды. Сразу вспомнилось наше Пискаревское мемориальное, где я была совсем недавно, миллионы павших в блокаде и сотни тысяч тех, кто умер под стенами города, потому что их даже не пустили из-за паспортной системы. Их даже, черт возьми, не посчитали. Брянский мемориальный комплекс "Хатынь", посвященный памяти партизан, погибших в Брянских Лесах, и жителей той деревни. Их расстреляли всех. Осада фашистами Севастополя, когда город защищали все. Дорога Жизни. Дорога Победы. Кронштадт. Наверное, такие мемориалы рассчитаны как раз на идиотов вроде меня. Мне, если честно, все равно. Я буду разделять власть и тех, кто погиб за страну, по какой бы причине они это не сделали, страну и государство.